Условия транспортирования зерна и зернопродуктов

Согласно правилам, к перевозкам водным и железнодорожным транспортом не допускаются зерно и зернопродукты:

а) находящиеся в состоянии самосогревания;
б) влажностью выше 16%;
в) зараженные амбарными вредителями: клещом выше первой степени, долгоносиком и др. - независимо от степени зараженности;
г) недегазированпые после проведенной дезинсекции;
д) семенные карантинированные по сорнякам, не допускаемые к вывозу из данного района по правилам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Росии;
е) товарное зерно с содержанием карантинированных сорняков,
перевозимое для семенных целей.

Зерно с влажностью свыше 16%, а также зерно и маслосемена, зараженные клещом выше первой степени, долгоносиком и другими зерновыми вредителями первой степени, допускаются к перевозке по особому разрешению Министерства заготовок.

Прием к перевозке зараженных зерна и зериопродуктов, а также отдельно предъявляемой тары, независимо от степени их зараженности на грузо-пассажирских судах запрещается.
Семена злаков, зерно-бобовых, а также бобовых и злаковых трав, предназначенные для посева, и отгружаемые с предъявлением документа «свидетельство на семена» (сортовое свидетельство), а на тот же посевной материал элитный — «аттестат на семена», должны иметь влажность не более следующих, установленных ГОСТ 651-41 и 817-41, норм (табл. 7).

Влажность при транспортировании и хранении семян бобовых и злаковых трав, предназначенных для посева дана в табл. 8.
Каждая отгружаемая партия хлебных грузов должна сопровождаться сертификатом или качественным удостоверением,1 отражающими качественное состояние груза:

1) в момент предъявления заявки на подачу тоннажа;
2) после погрузки на основании взятых проб;
3) в момент сдачи груза получателю.

В удостоверении о качестве, помимо прочих сведений, должны особо указываться влажность и натурный вес, а при перевозке влажного и сырого зерна — также и температура зерна.

tabl7

Культуры

Влажность, %

Клевер, люцерна, донник, лядвенец рогатый 13
Эспарцет 14
Тимофеевка, костер, житняк, ежа, райграс, пырей и др 15
Вика, пелюшка 16

(Таблица 8)

1 Сертификаты выдаются Государственной хлебной инспекцией (ГХИ) на зерно и продукты переработки, отгружаемые на экспорт. Удостоверения о качестве выдаются ГХИ, а также могут выдаваться отправителем (Загот-зерио, Главмука, Гдавкрула). Формы — см. приложения.

Прием к перевозке зерна и зернопродуктов без сертификатов или качественных удостоверений, а семенных культур — без свидетельств или аттестатов воспрещается.

Перевозка зерна и зернопродуктов речным флотом производится, на самоходных — грузовых и грузо-пассажирских судах и на несамоходных металлических и деревянных баржах. На грузо-пассажирских судах перевозка зерна и зернопродуктов производится, только в таре, а на остальных — как в таре, так и насыпью._
При приемке к перевозке зерна и зернопродуктов в таре следует обращать особое внимание на соответствие тары предъявляемым к ней требованиям и степень ее наполнения.

Упаковка и ушивка мешков должны вполне обеспечивать сохранность груза при транспортировании и хранении. Семена мелкие и обладающие большой текучестью, как, например, семена льна, сурепы, рапса, мака и горчицы, должны предъявляться к перевозке в двойных мешках.

Трюмы судов, предназначенные для перевозки зерна и зернопродуктов, должны быть в полной исправности, чистые, сухие, не зараженные амбарными вредителями, без постороннего запаха, передающегося хлебным грузам.

Все металлические части трюма должны быть изолированы от груза чистой сухой мешковиной или брезентом.

Если под погрузку зерна или зернопродуктов приходится использовать суда, в которых до этого перевозились пылеобразующпе или загрязняющие грузы (например уголь, цемент, апатитовый концентрат, лесные и тому подобные материалы), или зараженные от предыдущей перевозки амбарными вредителями, то они могут быть использованы для перевозки только после соответствующей их обработки (мойки, дезинсекции и т. п.) и приведения их в состояние, отвечающее техническим требованиям.

Пригодность судов под погрузку и перевозку зерна и хлебных продуктов должна быть удостоверена ГХИ или группой по качеству конторы Заготзерно с выдачей качественного удостоверения.
Прием и сдача зерна и зернопродуктов должна производиться транспортными организациями путем фактического их взвешивания, а в таре принимаются к перевозке и сдаются получателю по числу мест и по весу.

Взвешивание хлебных грузов может производиться на передвижных и стационарных весах всех систем, принадлежащих порту-пристани или станции железной дороги или на приписанных к ним весах грузовладельца.

Весы, независимо от того, какой организации они принадлежат, должны быть исправны и иметь клеймо проверки органов Комитета по делам мер и измерительных приборов при Совете Министров России.
При механизированной погрузке-выгрузке зерна насыпью взвешивание может производиться на стационарных автоматических весах (например, на элеваторе), установленных в цепи погрузочно-разгрузочных механизмов, или с помощью крановых весов.
Независимо от взвешивания, перевозка зерна и зернопродуктов может производиться в запломбированных трюмах и в сопровождении проводника отправителя. В этих случаях сдача груза получателю производится совместно.

Погрузка-выгрузка зерна и зернопродуктов производится строго по отдельным партиям, согласно грузовым документам.
Причалы, на которых производится погрузка-выгрузка, должны содержаться в полной чистоте.

Производить на причалах одновременно грузовые работы с хлебными грузами и грузами распыляющимися, например, углем, песком, цементом и т. д., воспрещается.

Погрузка и смешение в одном трюме зерна и зернопродуктов разных видов, типов, классов или кондиций, различных по качеству, или степени зараженности не допускаются.

При погрузке в один трюм разных партий зерна и зернопродуктов в таре, отправляемых по разным накладным (коносаментам), каждая партия должна быть плотно уложена и отсепарирована. Мешки с зерном и зернопродуктами в трюме следует укладывать плотно друг к другу на сухие чистые доски или сухую слань.

При дальних морских перевозках, в целях предупреждения возможного перемещения зерновой массы в пути, в грузовых помещениях должны быть устроены прочные, хорошо закрепленные, продольные переборки, которые должны простираться от палубы до пайола и быть непроницаемыми для зерна.

Перевозка зерна и зернопродуктов в одном трюме или вагоне с грузами, издающими запахи (рыба, нефтепродукты и т. п.), пылеобразующими (уголь, руда, цемент и т. п.), ядовитыми или выделяющими влагу (фрукты, овощи и т. п.), запрещается.
По окончании грузовых работ суда должны быть тщательно зачищены, а все сметки, собранные в трюмах, под еланью и на палубе, затарены и сданы клиенту.

В пути капитан (шкипер) должен следить, чтобы в трюм, загруженный хлебным грузом, не попадала через палубу или люк вода, а также вести наблюдение за состоянием температуры зерна.

Температура зерна должна определяться с помощью термометра, заключенного в металлическую трубку (термоштангу), вставляемую в зерновую массу на разную глубину в шахматном порядке.

Определение температуры зерна стальными прутьями наощупь является методом субъективным и не может служить точным показателем. Вместе с температурой зерна рекомендуется определять и относительную влажность воздуха для решения вопроса о необходимости или возможности вентиляции грузовых помещений.
Температура зерна 25— 40° является оптимальной, при которой значительно возрастает энергия дыхания зерна и связанные с ним значительные потери в весе и снижение его качества.

Относительная влажность воздуха определяется психрометром. Проверка температуры и влажности воздуха должна производиться при каждой смене вахт и результаты заносятся в специальный журнал наблюдений за состоянием груза. Если в пути будет обнаружено самосогревание зерна, следует немедленно принять меры по охлаждению согревшегося зерна путем просушки, которая может быть достигнута вентиляцией трюма; при перевозках речным флотом для охлаждения зерна может быть применено перелопачивание, а при частичном согревании — просушка зерна на палубе.

Вентиляция трюма может производиться только лишь в том случае, если относительная влажность и температура наружного воздуха ниже относительной влажности и температуры воздуха в трюме.
Если не представляется возможным применить воздушную сушку, или, несмотря на принятые меры, температура зерна не снижается, а, наоборот, начинается массовое согревание зерна, с появлением затхлого или солодового запаха, капитан (шкипер) судна обязан в ближайшем пункте вызвать инспектора ГХИ или специалиста Заготзерно для определения возможности дальнейшего следования.

Также на нашем сайте: